Лента СМИ

Лента Новостей

Подписка на рассылку

E-mail
Ассоциация татарских и башкирских
национально-культурных центров Республики Казахстан
11.02.2017

История заселения татарами казахской Степи (XVII – XX вв)

Татары современного Казахстана представляют собой одну из исторически сложившихся этнических групп региона. Принято считать, что массовое заселения татарами казахских степей происходит в ХVIII веке. Однако очевидно, что присутствие предков татар в этом регионе имело более длительную историю. Еще в X – XIII веках (до формирования Золотой Орды) на современной территории Западного Казахстана существовало древнее тюркское государство с выраженным компонентом предков татар, башкир и казахов: Кимакский Каганат. После захвата этого  государства монгольскими ханами  край был включен в монгольскую улусную структуру и вошел в состав  левого крыла Золотой Орды, получив название Кок орды . С распадом Золотой Орды в начале XV века западную территорию Казахстана охватывало кочевое государственное образование Ногайское орда. «Ногайский компонент» в дальнейшем сыграл весомую роль в этногенезе татар, казахов и башкир. Однако именно поволжских и приуральских татар, жителей образовавшегося в середине XV века Казанского ханства, некоторые тюркские народы, включая казахов, традиционно называли ногайцами. Долгое время с ногайцами сами себя идентифицировали казанские  и астраханские татары.
 

 

город Петропавловск, Татарская слобода, начало XX века

 

Формирование татарского этнического ареала в Поволжье и интенсивное взаимодействие с местными народами определили специфический вектор развития социально-экономической  и политической жизни народа. Татары  переходят на оседлый образ хозяйственной деятельности.
 

Захват в 1552 году Казанского ханства Иваном Грозным и проводимая насильственная христианизация спровоцировали интенсивные процессы миграции татар с захваченной территории в южном направлении. Бежав в яицкие степи,  казанские татары вместе с другими народами, отделившимися от улусов Золотой Орды, составили татарскую часть яицкого казачьего войска, а затем в конце XVI века  в  его составе колонизировали западную часть Казахстана, основав на реке Яик Яицкий городок (современный г. Уральск). Уже в первой половине XVII века начинается формироваться  Татарская слобода в Уральске где помимо казаков селятся татары,  занимающиеся земледелием, ремесленной деятельностью, торговлей . Во второй половине XVII века татарские купцы из Астрахани появляются в основанном в 1640 году Нижнем Яицком городке (совр. г. Атырау).
 

В первой половине XVIII века татары как писари и переводчики казахских ханов присутствовали и  в других регионах Степи. Для них татарские толмачи осуществляли не только перевод русской дипломатической корреспонденции, но и вели переписку со среднеазиатскими ханствами и Ираном, которая осуществлялась на татарском языке
 

Однако присутствие татар в первой половине XVIII века в казахской Степи еще не носило массового характера. Заселение татарами степей Казахстана во второй половине XVIII века было обусловлено целым рядом причин. Важнейшим внешнеполитическим фактором стало присоединение в 1730-ых годах Младшего и части Среднего жуза к России. Казахские ханы искали защиты у российского императора от своих южных соседей, а Российская империя  рассматривала казахскую Степь как передовой плацдарм для проникновения в Среднюю Азию и противодействия там нарастающему влиянию Великобритании.
 

В этот момент перед центральной властью стал вопрос о внутренней колонизации новоприсоединенной территории, население которой существенно отличалось языком, религией, видом хозяйственной деятельности от русского населения.
 

Наиболее близкими для казахов из народов Российской империи были татары и башкиры. Этнические группы сближало общее происхождение, близость языков (татарский, башкирский и казахский относятся к кыпчакской группе тюркских языков), религия: ислам суннитского толка, который, правда, у казахов был перемешан с традиционными верованиями и  только получал распространение.
 

Татары были в тот период более интегрированы, чем башкиры,  в российское общество, а татарский язык был главным средством коммуникации между царским правительством и региональной властью с одной стороны, а с казахской элитой – с другой.
 

Таким образом, татары в наибольшей степени подходили на роль агентов внутренней колонизации казахской Степи, каналами которой могли  стать религия, образование и торговля. Животноводческие продукты степной зоны были достаточно востребованы на внутрироссийском рынке, в то же время разрастающаяся российская промышленность нуждалась в новых рынках сбыта продукции. Выгодное транзитное положение степной зоны – между Российской империей и среднеазиатскими ханствами и Китаем – позволяло вести с ними сухопутную торговлю.
 

Достаточно заинтересованными в переселении в казахскую Степь были и сами татары. Татарские купцы искали в Степи новые рынки поставки и сбыта продуктов, татарские крестьяне бежали на Восток, надеясь избежать рекрутской повинности, тяжелого налогового бремени, насильственной христианизации, а также избежать зарождающегося в это времени в центральной России земельного голода.
 

Подготовительным этапом «проникновения» татар в казахскую Степь стало массовое заселение ими приграничных западных территорий современного Казахстана. Помимо Яицкого и Нижне Яицкого городка, во второй четверти XVIII века татарское население начинает массово оседать на территории современной Оренбургской области вблизи основанной в 1730-ые годы Оренбургской крепости.
 

В 1744 году губернатор Оренбургской области И.И. Неплюев дал поручение своему представителю в Казани пригласить татар на подведомственные  ему территории с целью налаживания торговых связей со странами Центральной Азии. На приглашение откликнулись около 200 татарских семей,  и в 1745 году в 18 верстах от Оренбурга появляется татарская слобода, получившее название Сеитовская в честь одного из активных организаторов массового переселения. Из Сеитовской слободы татары начинают растекаться в приграничные казахские территории как татарские муллы, толмачи  и купцы.

 


купеческая семья Сутюшевых, г. Петропавловск, начало XX века

 

В середине XVIII века татары появляются на строящейся в северной части казахской Степи Сибирской линии укрепления. Вблизи крепости Петра и Павла (позднее г. Петропавловска), построенной в 1752 году,  возникают татарские казачьи станицы Становое, Татарка, Ильинская, Имантовская. В крепостях Сибирской линии укрепления (в современных городах Петропавловск и Семипалатинск) начинают вести торговлю татарские купцы. С начала XIX века в юго-западной части Петропавловска, неподалеку от менового двора и озера Кривого (Пестрого), складывается старотатарская слобода, где проживало без учета приезжих купцов около 500 татар.
 

В Семипалатинске с 60-х гг. до середины 90-х гг. XVIII в. торговые татары размещаются на территории Меновой слободки, находившейся на полуострове Полковничьем. Из-за сильных разливов Иртыша в 1798 г. начальник Сибирской линии генерал-майор Штрандман разрешил перевести на новое место купеческую, или меновую слободку (на пол- версты выше по течению Иртыша).  Отведенное им место позже стало называться Татарской слободкой, где купцы построили гостиничный двор и мечеть. Татары начинают селиться и в близлежащей к Семипалатинску крепости Усть-Каменогорской, вблизи местного менового двора.

 


город Семей (Семипалатинск), Татарская слобода, начало XX века

 

Вслед  за муллами, купцами и казаками во второй половине XVIII века в Казахстан устремляются и татарские крестьяне. Они бегут из центральных регионов России из-за малоземелья, тяжелого налогового бремени, рекрутской повинности.
На севере, а затем и на востоке казахской Степи рядом с крепостями возникает ряд татарских деревень: Мамлютка (1786 г.), Ташкентка (1786 г.), Акколтык (1812), Башкуль (1837 г.), Кокпеты (1837).
 

Дальнейшей колонизации казахских степей сопутствует развитие торговой деятельности. Крупнейшие караванные пути  в Китай и Среднюю Азию из России (Дальняя Каркалинская дорога и Янгаюл) проходят через  Семипалатинск и  Петропавловск соответственно, а потом идут в  Ташкент,  Коканд,  Бухару, Кульджу, Чугучак.


На крупных караванных путях образуются военные укрепления и казачьи станицы, которые обеспечивали, в том числе и защиту караванов. Таким образом, начинает происходить постепенная колонизация центральной части Казахстана. Одним из таких поселений становится и будущая столица Казахстана г. Астана (Акмолинское укрепление), а также  города Кокчетав и  Каркалинск. С включением новых населенных пунктов в торгово-транзитные сети там также образуются татарские слободы.
 

Вслед за центральной начинает постепенно происходить и освоение южной части Казахстана, чему способствует присоединение последнего Старшего казахского жуза к Российской империи.
 

На юго-восточных землях казахской Степи в середине XIX в.  появляются станицы и укрепления, где дислоцируются казаки и регулярные войска. Близость этих военных поселений к китайской границе, а также к среднеазиатским ханствам делают их достаточно привлекательными для татар, занимающихся торговлей. Практически с самого основания татары появляются в станицах Капальской (1847), Лепсинской (1846) и в военном укреплении Верный (1854) (в настоящее время г. Алматы). К концу XIX века в городах Капал, Лепсинск и Верный в общей сложности насчитывалось более 3000 татар. В начале XX века татары в г. Капал стали самой многочисленной этнической группой, превзойдя по численности даже русских и казахов.
 

Во второй половине XIX века Российская империя окончательно закрепляется на территории Средней Азии, присоединив Хивинское, Кокандское ханство и Бухарские Эмираты.  В захваченных городах Южного Казахстана:  Аулие-Ата (совр. Тараз),  Туркестан,  Чимкент, Перовск (совр. Кызыл Орда) – татары жили и вели торговлю и ранее российской экспансии, но численность их была там незначительной. С присоединением к Российской империи татарское население в этих городах существенно увеличивается.
 

В это же время начинает развертываться процесс внутренней колонизации современной западной и северо-западной территории Казахстана, что было вызвано аграрным кризисом в европейской части России и  началом массового крестьянского переселенческого движения.
 

Около 25% мигрантов в казахскую Степь оседают в Уральской  и в соседней Тургайской области. В Тургайской области татары-мигранты концентрируются главным образом в крупных населенных пунктах: Кустанае и Актюбинске.
 

Актюбинск как крепость Актобе была заложена  в 1867 году.  В первом плане застройки  Актюбинска, разработанном в 1874 году, отдельной частью города стала Татарская слобода, разросшаяся впоследствии до верхней части города. К 1890 году здесь проживало около 200 татар, приехавших в основном из Уфимской и Оренбургской губерний .
 

Практически сразу татарская слобода появляется и после образования поселка Кустанай. Несмотря на противодействие местной администрации,  она стихийно возникает в городе в 1881 году. Из Кустаная татары проникли в Тургай, затем в Иргиз и Карабутак.
 

В Букеевской орде казанские татары компактно заселяют деревни Джангала (совр. Җанкала), Таловка и Новая Казанка. Последняя из них к концу XIX века становится важным торговым пунктом.
 

Таким образом, татары к началу XX века  заселили практически всю территорию казахской Степи. Суммарная численность этнической группы составила более 50 000 человек , уступая в регионе только русским, казахам и украинцам.

Зуфар МАХМУТОВ,
кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник
Института истории им. Ш. Марджани АН РТ,
г. Казань.

2010 © Developed by McMedia
® Powered by Nautilus